Уругвай По уругвайскому берегу реки Уругвай

Тема в разделе "Отчеты по Южной Америке", создана пользователем ViktorPastuhov, 27 авг 2018.

  1. ViktorPastuhov Старожил

    С нами с:
    15 июн 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    559
    Сайт:
    Репутация:
    48
    План поездки

    Во вторник 28-го августа отправляюсь в недельную одиночную поездку, основная цель - ближайший к нынешней базе из непосещённых пока ещё памятников Всемирного Наследия ЮНЕСКО, он находится в уругвайском городе Фрай-Бентос: http://whc.unesco.org/en/list/1464

    Зарегистрирован только в 2015-м году, так что в нашей уругвайской поездке 2010-го года мы там не отметились, совсем не догадываясь о ценности этого "индустриального пейзажа". А теперь вот появился новый стимул для визита в эту страну, тем более, что живописная река Уругвай привлекает сама по себе, так что к основным целям отнесу ещё и её берега, а также два из шести погранпереходов на границе Бразилии и Уругвая: Quaraí – Artigas и Barra do Quaraí – Bella Union (см. обзор в моём бразильском справочнике). Так что с учётом купленных авиабилетов туда до Порту-Алегри и обратно из Уругвайаны оптимальный наземный маршрут сейчас представляется вот так:

    [​IMG]

    К дополнительным целям, кроме совершенно необходимого мне аэропорта города Уругвайана (26-го в моей бразильской авиаколлекции), отнесу сам этот город, а также уругвайские горола Сальто (второй крупнейший в стране), Мерседес (колыбель уругвайской независимости) и Пайсанду (образец по качеству жизни).

    Кроме авиабилетов ничего заранее не покупал и не заказывал, но как следует провентилировал автобусные расписания на всех интересующих меня участках, также адреса отелей с приемлемым соотношением расположение-цена-качество в указанных городах и в аргентинском Конкордия (ниже объясню почему ещё и там).

    Идеальный расклад по дням пока представляется так:

    28.08. вт. Авиаперелёт Сан-Паулу CGH 15:20–17:00 POA Порту-Алегри, там сразу на автовокзал, чтобы в 21:00 выехать в Quaraí (600 км) Запасные варианты это в 21:00 или в 22:30 в Uruguaiana (630 км).
    29.08. ср. Прибытие в Куараи по расписанию в 5:10, небольшое опоздание только приветствуется. Позавтракать на автовокзале и неспешно пересечь границу пешим порядком, там всё близко. Если на уругвайской стороне сумею сразу зарегистрировать въезд в страну (для посещения только приграничной зоны это не нужно), то уже в 7 утра можно выехать автобусом Artigas - Salto (200-250 км). Если придётся ждать открытия конторы в 8:00, то следующий рейс в 11:40, ехать 3 часа. В любом случае должен успеть на автобус Salto - Fray Bentos в 15:55 (250 км), и уже в этот день выдвинуться к главной цели. Прибытие в 19:40 и заселяюсь сразу на двое суток.
    30.08. чт. Филе-миньон экспедиции. Думаю что полдня на прославленный мясокомбинат и на побережье реки Уругвай в городе Фрай-Бентос мне хватит, и после обеда успею съездить ещё и в соседний и более крупный город Мерседес (Mercedes). Автобусы ходят часто, 40-50 минут в каждую сторону.
    31.08. пт. Начало отступления в город Сальто, выезд в 9:45, с 12:00 до 16:45 на пересадке гуляю по городу Paysandú, прибытие в 18:45. Вечерком по городу и его набережным реки Уругвай.
    01.09. сб. Еду в приграничный город Bella Union (150 км), лучше всего рейсом 7:10-10:00. переход границы в бразильский Barra do Quaraí (7 км пешком или на такси). Это два небольших городка, зависать надолго не хотелось бы, но автобусы там ходят редко. До конца дня нужно доехать в Уругвайана (75 км). Заселяюсь на 2 суток.
    02.09. вс. Резервный день. Если ещё не доехал до Уругвайаны накануне, то буду навёрстывать упущенное. А если уже доехал, то схожу в соседний аргентинский город Paso de los Libres по мосту через реку Уругвай. Вполне вероятно что этот резервный день по ходу дела решу употребить на задержку в городе Сальто и-или на вылазку из него на аргентинский берег - в Конкордия. Из которого потом можно ехать в Уругуайана и по правому берегу реки.
    03.09. пн. Утром по городу Уругуайана и его берегу реки Уругвай. Днём авиаперелёты в Сан-Паулу с пересадкой в Порту-Алегри: URU 13:50–15:25 POA 16:00–17:45 GRU

    Запасной вариант. Если в самом начале не сумею уехать из Порту-Алегри в Куараи, то придётся въезжать в Уругвай через Уругуайана и тот погранпереход, через который собираюсь выезжать, Barra do Quaraí - Bella Union. В таком случае постараюсь вернуться уже через кусочек Аргентины начиная от Конкордия, и маршрут получится примерно такой:

    [​IMG]

    Ну а может быть по ходу дела склепается какой-то симбиоз этих двух вариантов, на что уже намекал выше, область существования решения по логистике это вполне допускает.

    Постараюсь ежедневно выходить на связь с докладами о реальнм продвижении, и выкладывать по нескольку телефонных фотографий самого-самого интересного. А фототрофеи с основной камеры ограничить разумным числом, и обработать в первые же дни после возвращения, благо мой отпуск на этом ещё не закончится.

    Прогноз погоды на дни поездки сейчас совсем хреновый, но мне это не должно помешать как следует отдохнуть от работы.

    Всем большой привет и наилучшие пожелания!
     
    Последнее редактирование: 9 сен 2018
    malxaz нравится это.
  2. ViktorPastuhov Старожил

    С нами с:
    15 июн 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    559
    Сайт:
    Репутация:
    48
    Ну вот уже и вернулся! Интенсивно прошла эта неделька...

    Всё получилось практически по плану номер 1, но с улучшением возникшим по ходу дела. Третью уругвайскую ночёвку сделал не в Сальто, а в Пайсанду.
    Задержался там ровно на сутки чтобы сделать вылазку в русскую колонию Сан-Хавьер, о существовании которой узнал только после прибытия во Фрай-Бентос.
    И эта большая изюминка сделала вкуснее всю маленькую булочку.

    Дожди почти не помешали, выливались в основном по ночам или когда был в дороге. Но было очень пасмурно, ветренно и довольно холодно.
    Уругвай показался приветливым, но дороговатеньким и ещё более застойным чем восемь лет назад.
    А самый южный штат Бразилии тоже очень дружелюбным, включая цены на питание и ночлег.
    И вообще он явно быстрее стал развиваться, так что в следующей поездке подобного типа распределю время совсем поровну.
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2018
    malxaz нравится это.
  3. ViktorPastuhov Старожил

    С нами с:
    15 июн 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    559
    Сайт:
    Репутация:
    48
    Дневник и первые итоги

    Эта недельная поездка в одиночку была нацелена на признанный только в 2015-м году памятником ЮНЕСКО гигантский мясокомбинат на берегу реки Уругвай. Но и сама эта река, и города вдоль неё тоже очень привлекали. Так же как и наземные погранпереходы между Бразилией и Уругваем, поэтому поездка была спланирована с использованием авиаперелётов только внутри Бразилии (один из них бонусный). Её замысел и проработки маршрута были представлены вот в этой заявке: По уругвайскому берегу реки Уругвай - план поездки. И в целом всё получилось согласно самым оптимистическим представлениям о логистике. А по содержанию вышло даже ещё лучше, поскольку там на месте обнаружился ещё один интересный объект на заповедном участке берега реки Уругвай, и удалось организовать остановку там уже при обратном продвижении к границе.

    [​IMG]

    Количество посещённых уругвайских городов и городков запротоколировано снимками соотвествующих монументов генерала по фамилии Артигас (1764 - 1850), одного из мировых лидеров по части культа личности.

    К потерям (маленьким) можно отнести только вынужденный отказ от проникновения в сопредельную Аргентину и упорно сумрачную погоду, не давшую как следует полюбоваться речными красотами.

    [​IMG]

    Всё же попытался это сделать в пяти уругвайских и одном бразильском городе левого берега, а противоположный правый там везде аргентинский.

    Вот как всё было день за днём, пока вкратце:

    28.08.2018. Дневной авиаперелёт до Порту-Алегри. Там на метро от аэропорта до автовокзала, покупка автобусного билета на 21:00 и вечерняя прогулка по центру городу, с ужином на легендарном рынке. Далее ночной автобус до города Куараи: около 600 км, почти через весь штат Риу-Гранди-Ду-Сул.

    29.08.2018. Прибытие в 5:40 утра, и ещё до рассвета пешим порядком через границу - по мосту над рекой Куараи. Регистрация въезда в Уругвай уже на центральной площади города Артигас. Автобусный рейд от Артигас до Фрай-Бентос (450 км) с длительной пересадкой в Сальто для знакомства со вторым главным городом Уругвая. Вечером приземлился в отеле в центре Фрай-Бентос, сразу на две ночи.

    30.08.2018. Филе-миньон поездки. С утра центр и набережные Фрай-Бентос, а потом и его суровый памятник ЮНЕСКО. Во второй половине дня лёгкая автобусная вылазка (30 км в каждую сторону) в более солидный соседний город Мерседес, где более двух веков назад была провозглашена независимости Уругвая.

    31.08.2018. День начала обратного пути, поскольку до Сальто возвращался по тому же шоссе, а также главной имровизации всей поездки. К полудню доехал до Пайсанду (130 км), там за полтора часа заселился в отель и снова выехал на автобусе - в русскую колонию Сан-Хавьер на заповедном участке берега реки Уругвай (50 км). Это местечко и стало самым большим открытием путешествия, тем более, что узнал о нём только оказавшись в регионе. Провёл там пять часов в очень запоминающейся атмосфере, и поздно вечером вернулся в Пайсанду.

    01.09.2018. В первой половине дня гулял по Пайсанду, этот город оказался самым процветающим на всём уругвайском маршруте. В полдень продолжил прерванный сутками раньше автобусный рейд к погранпереходу Белья-Уньон - Барра-ду-Куараи: 290 км сквозным автобусом, без задержки в Сальто. Короткие прогулки под мелким дождём по обоим приграничным городам, между которыми быстренько переместился на такси (7 км), с регистрацией выезда из Уругвая на заставе у моста через ту же реку Куараи. Вечерний автобус до Уругуаяна (75 км), заселение в привокзальный отель на две ночи.

    02.09.2018. Воскресный день в этом самобытном бразильском городе начинался с дождика. После некоторого улучшения погодных условий прошёлся по его улицам и площадям, а потом вышел на берег реки Уругвай. Мостовой погранпереход манил к расширению зоны прогулки и на аргентинский берег, по пешеходов по мосту там не пропускают, а искать такси для такого каприза не захотелось, тем более, что погода не радовала. Вернулся в отель и честно порелаксировал.

    03.09.2018. Наконец-то выдалась хорошая погода, так что в первой половине дня закрепил и расширил своё знакомство с городом Уругуаяна. Потом сдал номер в отеле, пообедал, и уехал на такси в аэропорт. Откуда и отправился восвояси (GRU): два полуторачасовых перелёта с короткой (35 мин.) пересадкой в Порту-Алегри.

    Резюме поездки

    Снимки Нижнего Уругвая уже представлены выше, и эта часть большой реки пока не поулыбалась мне так же приветливо как другие (см. репортажи Водопад Юкума и
    В Аргентину на пароме через реку Уругвай: Porto Mauá - Alba Posse). Ну а флагманский объект маршрута нефотогеничен при любой погоде.

    [​IMG]

    Этот мемориал массового убийства животных и рекордов по производству тушёнки ещё предстоит как-то переварить, он даже может окончательно обратить меня в вегетарианскую веру.

    Зато по пути к нему и обратно познакомился с целой цепочкой провинциальных столиц Уругвая, и в архитектурно-культурном плане вся эта пятёрка выглядела достойно.

    [​IMG]

    Но что касается главных церквей, то город Сальто (самый большой) в этой подборке представляют две, Пайсанду, Мересдес и Фрай-Бентос по одной, а Артигас оставлю без визитной карточки этого типа.

    [​IMG]

    Но были и другие изюминки самых разных категорий, более подробно расскажу обо всём в локальных репортажах с этого маршрута.

    [​IMG]

    Как и с поездке 2010-го года по другой части Уругвая, не мог не обратить внимание на рассеянные по улицам элементы национального автомузея.

    Ну сам перемещался вот на этих дорожных кораблях:
    [​IMG]

    Бразильская пара тут представлена на маленьких картинках, а на самой большой тот самый "Сабелин" который и привёз меня в Уругвайскую Россию, и потом вывозил оттуда к шоссе, где была организована пересадка в проходящий автобус той же компании. В правом нижнем углу первый из уругвайских автобусов моего маршрута (JL), а три других (AGENCIA, CHADRE, CUT) представляют и себя, и своего двойника: по ходу дела было задействовано по паре подобных.

    Итоговая (реально осуществлённая) версия маршрута:

    [​IMG]

    Как и планировалось перед стартом, из шести наземных погранпереходов Бразилия - Уругвай воспользовался двумя самыми западными.

    [​IMG]

    Оба они мостовые, и оба моста над рекой Куараи, левым притоком Уругвая.

    На самом деле, при предварительном планировании маршрута начинал с идеи въезда через более бойкий и совсем сухопутный погранпереход Santana de Livramento - Rivera, там нужно всего лишь перейти на другую сторону улицы. Да и оба слившихся города покрупнее и значительно интереснее, а немного южнее напрашивалась остановка в Tacuarembó. Но загвоздка оказалась в том, что по интернет совсем не просматривались ежедневные автобусы от Ривера или от Такуарембо к Фрай-Бентос или к соседним с ним провинциальным столицам. Проявлялись только до Пайсанду два раза в неделю, но дни меня не устраивали, а делать крюк через Монтевидео не хотелось. Только оказавшись на автовокзале Пайсанду уяснил, что там есть и три ежедневных рейса в Такуарембо и обратно, но о принятом решении ехать через Артигас пожалеть не уже пришлось. Поскольку при замене его на связку Santana de Livramento - Rivera - Tacuarembó моего бюджета времени становилось маловато.

    Ну а теперь она остаётся на начало третьего маршрута по Уругваю, который загну оттуда в северо-восточном направлении, чтобы зацепить ещё и юго-восток бразильского штата Риу-Гранди-ду-Сул. Но это уже планы не на самые ближайшие месяцы, а где-то на 2019-2020.

    Продолжение следует - будут ещё и локальные репортажи...

    [​IMG]
    Отправить по электронной почтеНаписать об этом в блогеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookПоделиться в Pinterest
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2018
    malxaz и savage04 нравится это.
  4. ViktorPastuhov Старожил

    С нами с:
    15 июн 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    559
    Сайт:
    Репутация:
    48
    Погранпереход Quaraí RS - Artigas по мосту через реку Куараи

    Это один из самых удобных наземных погранпереходов Бразилия - Уругвай: по мосту через реку Куараи длиной всего несколько сотен метров.

    [​IMG]

    Оба приграничных города небольшие, но и не такие уж маленькие, они расположены прямо по берегам реки, и образуют мини-агломерацию с совокупным населением около 70 тыс. чел. Примерно две трети из которых приходятся на уругвайский Artigas, столицу одноимённого Департамента. Поэтому и связь с "Большой Землёй" с уругвайской стороны более интенсивная. Ну а расстояния до мегаполисов Порту-Алегри и Монтевидео примерно по 600 км, по этому показателю он пятый из шести погранпереходов между двумя странами, поэтому не особо популярен.

    Меня же туда занесло по пути из аэропорта Порту-Алегри вовсе не в уругвайскую столицу, а в западную часть этой страны, к одноимённой реке

    [​IMG]

    Прибыл на следующее утро, примерно в 5:40 утра. Автостанция совсем маленькая: зал ожидания составляют несколько скамеек под навесом, прикрывающим также и три платформы. Плюс пара касс автобусных компаний и туалеты. Позавтракать было негде, и пришлось срочно доставать из рюкзачка утеплённую ветровку: температура упала до +12 С.

    [​IMG]

    Автостанция находится недалеко от пограничного моста и всего в квартале от центральной площади, где и можно будет сориентироваться. Площадь оказалась большой и зелёной, на её периметре расположились и церковь, и мэрия, и пр. Но в этот час приветливо светились только огни круглосуточной автозаправки на одном из углов.

    Переходя улицу перед этой заправкой уже увидел своё генеральное направление - на юго-запад, к пограничному мосту. Но прежде чем туда направиться порасспросил на заправке о режиме работы погранперехода (круглосуточный!), и подкупил там плитку шоколада - на случай если и на уругвайской стороне не успею позвтракать до посадки в следующий автобус.

    Теперь можно выдвигаться к заветному мосту. Табличка перед ним предлагает сначала заглянуть в контору слева - для оформления выезда из страны.

    [​IMG]

    Но сама контора закрыта, и на двери висит объявление о том, что с 19-ти вечера до 7-ми утра все полномочия делегированы уругвайским коллегам работающим на другой стороне моста.

    Так что можно пока продолжить путь через мост над рекой Куараи. Он просторный и хорошо освещён, там вполне безопасно.

    [​IMG]

    Длина всего лишь 750 м, в конце которых нас ждёт уругвайский портал с дежурными полицейскими. Это уже близко, сразу за поворотом. Кстати, поворот там не какой-нибудь, это самый широкий (12 м) из изогнутых в горизонтальной плоскости мостов в Латинской Америке. Построили его в 1968-м году по проекту местного инженера, официальное название. Ponte Internacional da Concórdia, Quaraí RS - cм. Wikipedia

    Нельзя сказать что прошёлся по этому мосту совсем в одиночку: на прилегающем к нему островке кроны деревьев были усыпаны белыми цаплями, всё ещё мирно дремавшими. Кроме того, проезжал один мотоцикл: сначала с экипажем из 2 чел. в сторону Уругвая, а потом с одним водителем обратно: пассажирка осталась у уругвайских ворот - видимо ехала туда на работу.

    Покзалось что эти два соседних города двух разных стран - бразильский Куараи и уругвайский Артигас - сильно завязаны друг на друга, и в дневное время движение местного значения по этому мосту дожно быть приличное. Даже наборы городских автобусных маршрутов с обеих сторон включают по одной линии, которая уходит и за мост - к соседям. Вообще, эта категория "международных городских автобусов" в последние годы пышным цветом расцвела на границах стран "Меркосул"/"Меркосур" , когда-нибудь напишу специальный обзор на эту тему. Ну а в этом месте мне таким транспортом воспользоваться пока не довелось, поскольку пересекал границу рано утром, до начала его работы.

    У уругвайских ворот дежурил наряд полиции из 2 чел. - мужчина и женщина. Паспортным контролем они не занимались, только сообщили что по этим вопросам нужно обращаться в контору на центральной площади, и показали направление по единственному ведущему в город проспекту.

    [​IMG]

    Фонтан на въезде в Уругвай был ещё не включен, а оффис туристической информации пока не открыт, но карта города у меня уже была - в буклете со всеми столицами Департаментов прихваченном в Монтевидео несколько лет назад. Да и простая там совсем планировка, так что через тройку кварталов по этой центральной оси уже выхожу и на заветную Площадь Артигаса.

    [​IMG]

    Смотрелась она очень солидно, и освещение было хорошее, и конный памятник генерала Артигаса впечатляет. Но, опять-таки, фонтаны выключены, церковь закрыта... И только одно большое окно на юго-восточной стороне площади подавало признаки жизни: это и есть оффис миграционной службы. И он действительно работает только с 19-ти до 7-ми, а в остальные 12 часов суток нужно отмечаться на бразильской стороне.

    [​IMG]

    Но было ещё около половины седьмого, так что там быстренько отсканировали мой паспорт и поставили в него въездной штампик. Теперь нужно идти на автовокзал, а это ещё 5-6 небольших кварталов.

    Город Артигас с населением 44 тыс. жителей по уругвайским меркам скорее большой, чем маленький. К тому же это центр одноимённого Департамента — самого северного в Уругвае, и одного из самых обширных (площадь под 12 тыс. кв. км). И автобусное сообщение не имеет сейчас тут конкуренции: авиация отсутствует, железная дорога в отставке. Поэтому неудивительно, что автовокзал этой региональной столицы такой уютный и оживлённый. Вот так он меня встречал холодным утром 29-го августа с.г.

    [​IMG]

    Памятник генералу Артигасу у входной двери. Внутри кассы, тёплый зал ожидания, кофейная-закусочная. Но обменного пункта не было. В 7 утра оправлялся первый автобус в Монтевидео, а всего их 5 в сутки. Расстояние 600 км, 8 часов пути. И тоже в 7 первый из семи в Сальто (200 км, 3 часа в одну сторону), на котором мне и удалось уехать, поскольку билет продали за бразильские реалы, причём по очень достойному курсу. Через 1ч20м после высадки из дальнего бразильского автобуса уже еду на дальнем уругвайском, после раннего, но вполне легального пересечения границы в пешем порядке.

    Обратите внимание: Миграционные службы этого погранперехода действуют ежедневно и круглосуточно, но в переменном режиме, постоянно открыта только одна из двух контор. Все полномочия по регистрации въезда и выезда делегированы обеими странами друг другу. О регистрации путешественники должны побеспокоиться сами: большинство из перескекающих там границу граждан пользуется режимом свободного посещения 30-ти километровой приграничной зоны, и предъявление документов в этом месте не требуется.
     
    Последнее редактирование: 28 дек 2018
    malxaz и savage04 нравится это.
  5. ViktorPastuhov Старожил

    С нами с:
    15 июн 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    559
    Сайт:
    Репутация:
    48
    По следам "Нового Израиля" Воронежской губернии

    Городок Сан-Хавьер находится на левом берегу реки Уругвай, аккурат между двумя столицами Департаментов Уругвая (Фрай Бентос с юга и Пайсанду с севера), которые составляли ровно половину главных целей той поездки. Но при её планировании совсем не привлёк моего внимания, тем более что расположен не на самом шоссе, а на его ответвлении длиной 14 км, где с транспортом должно быть небогато. Поэтому уже в свой первый день на территории Уругвая незаметно проехал мимо - прямиком до Фрай Бентос. Но на автовокзале этого города меня ждал пункт туристической информации Департамента Рио-Негро, а там выставлялась бутылочка "кваса" с пробкой стилизованной под матрёшку, и предлагались буклеты, представляющие Сан-Хавьер как главную достопримечательность местной глубинки. И именно ввиду "очарования его русского наследия". Поэтому прохать мимо ещё и на обратном пути было бы грешно.

    Но и попасть туда тоже оказалось непросто: пришлось порасспрашивать и в кассах автобусных компаний, и в других местах, да и по интернет пошарить непривычным мне смартфоном. В результате удалось найти нетривиальное решение, позволившее на целых пять часов заехать в это совершенно уникальное место. Детали по логистике, да и по современному состоянию этого городка будут в отдельном рассказе, а этот хочу посвятить в основном материальным следам удивительной истории его основания.

    Поселение возникло в 1913-м году на безлюдном до того берегу реки, в десятках километров от ближайших городков. Основано под руководством Василия Семёновича Лубкова (1869-????). Этот харизматичный уроженец Воронежа в конце 19-го века возглавил духовное движение "Новый Израиль", фактически слепив его из элементов движения "Старый Израиль". А оно существовало уже десятки если не сотни лет и насчитывало около полумиллиона последователей. В современной литературе все такие явления принято называть "сектами", но по всем основным характеристикам этого феномена его будет правильнее квалифицировать как "протестантское движение в православии". До сектантского уровня его попытался свести именно Лубков, объявивший себя "живым Богом" и установивший тотальный контроль над несколькими тысячами своих последователей. Свою главную церковь он в 1905-м году перевёл из Воронежа в Ростов-на-Дону, и уже имел филиалы ещё в нескольких городах, потом попытался закрепиться в Закавказье. Но в условиях царской России ему было всё же дискомфортно: если от РПЦ ещё и "Старый Израиль" отпочковался на все сто, то от интереса гражданских властей к жизни его "избранного народа" отгородиться не удавалсь.

    Техника переселения на отдельную планету была этому "Богу" неподвластна, и в начале 20-го века он решил организовать практически независимую колонию на территории одного из более лояльных к "неформальным собществам". Попытки договориться об этом с властями Канады и США к успеху не привели, там гражданское общество уже было достаточно консолидировано. А вот в Уругвае новую партию переселенцев согласились принять не вникая в социальную структуру их группы - только с учётом её трудового потенциала, весьма полезного в деле освоения приграничных земель. И около трёхсот семей последователей Василия Лубкова прибыли туда на двух кораблях именно за счёт уругвайской казны, в основном это были крестьяне из его родной Воронежской губернии.

    [​IMG]

    Их новый посёлок на берегу реки Уругвай получил название San Javier, а этот мемориальный забор был раскрашен к 105-летию основания, как раз за месяц до моего визита. Правым концом он выходит на главную улицу (проспект) города в направлении север юг - Avenida Basílio Lubkov. Пожалуй, она не только длиннее, но и более насыщена всякими интересностями чем поперечная Avenida General Artigas (гораздо более привычное в Уругвае название). Ну а их перекрёсток это и есть самый-самый центр города.

    [​IMG]

    Барельеф в честь основателя установлен именно там, к сорокалетию этого события. А его бюст появился только в в 2014-м году, в полутора кварталах отсюда. Место тоже очень примечательное - там стоит молитвенный дом "новоизраильтян", который они называли "Собрание" (по-воронежски, не "окая"). В 2013-м году этот действующий уже более века храм не только подвергли капремонту, но и признали достопримечательностью №1 городка Сан-Хавьер.

    [​IMG]

    А какие ещё новомодные указатели с матрёшками имеют отношение к временам переезда в эти края того самого "Нового Израиля"?

    Табличка №2 стоит в маленьком мемориальном сквере на самом западном перекрёстке города (он всего лишь в одном квартале по диагонали от пересечения двух его главных магистралей).

    [​IMG]

    Там в середине 1920-х годов были похоронены главные сподвиджники Василия Семёновича - его супруга Наталья Григорьевна Лубкова (она же Оробинская) и "первый апостол" Максим Лаврентьвич (Голошенко - ?).

    А где же останки самого "живого Бога"? Того простым смертным и поныне неведомо. Может быть, он незаметно дезматериализовался, как только счёл свою миссию выполненной. Но скорее всего был просто-напросто "репрессирован", как теперь принято говорить. Где-то в период 1933-1938, в степях Ростовской области. Как же его занесло из тихой уругвайской заводи под сталинский молох? Из Сан-Хавьер он "свалил" в 1926-м году, когда уругвайские власти завели на него уголовное дело по жалобам сограждан затерроризированных этим вождём - идеологом общественной собственности. Его духовное лидерство они очень даже принимали, но вот претензий на должности ещё и "председателя колхоза", и "парторга" и пр. как-то не поддержали. В свою "коммуну" он сумел загнать лишь малую кучку переселенцев, а остальные предпочли работать на себя, кооперируясь лишь в классическом понимании этого термина.

    А вот сталинские реформы сельского хозяйства показались Лубкову близкими к его идеалам, поэтому он решил активно продолжить свои социальные эксперименты уже на берегах реки Маныч в Ростовской области (ныне это место известно как хутор Красный Октябрь в Весёловском районе). Радовало его и то, что Русская Православная Церковь, долгое время преследовавшая "староизраильтян" и "новоизраильтян", оказалась, мягко говоря, в загоне. Вот только он не учёл, что его собственные религиозные учения тоже никак не вписывались в КаПээСэСовкую идеологию, так что равноправного партнёрства "вождей народа" ждать не стоило. История умалчивает сколько именно было этих несчастных реэмигрантов, скорее всего не более двух-трёх десятков. Некоторые из них даже и уцелели, вовремя вернувшись в привычное до 1905-го духовное подполье. Кстати, по истории этого движения есть не только поверхностные комментариии в современных интернет-источниках, но и довольно увесистое исследование от 1911-го года: "Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола" (в 5 вып.) Вып. 4. Новый Израиль / под ред. Бонч-Бруевича В. - СПб. : Тип. Б. М. Вольфа, 1911. - CXXXI, 485 с.

    Таким образом, лубковская секта "Нового Израиля" пробыла на берегах Уругвая всего лишь 12 лет (1913-1925), но классические "новоизраильтяне" там закрепились более основательно. Без Василия Лубкова они продолжили и свою духовную жизнь, и совместные молитвы в том же храме, но уже скорее в стиле "Старого Израиля". И хотя потом по ним прошлись ещё две несмелые волны репатриации, большинство потомков первых переселенцев вполне органично вписалось в современное уругвайское общество, сохранив при этом часть своих традиций. Население Сан-Хавьер со времён основания и по сей день осциллирует в диапазоне от полутора до двух тысяч человек, а на его уже довольно обширном кладбище преобладают памятники с русскими именами и фамилиями.

    [​IMG]

    Находится кладбище на южной окраине, а ведёт к нему вот эта тихая улица имени Воронежской губернии.

    [​IMG]

    На её перекрёстке с Проспектом Артигаса находится местная радиостанция "Привет", а по пути оттуда есть и пара других интересных домов.

    Но всех тамошних современностей с русскими названиями сразу не перечесть, так что оставлю эту тему для следующего рассказа, а пока вернёмся к номерным табличкам с матрёшками.

    [​IMG]

    На квартале от главного перекрёстка до Набережной Иммигрантов и порта видны ещё несколько.

    [​IMG]

    №4 присвоен зданию административного и коммерческого центра находящемуся на том же перекрёстке. Барельеф Лубкова установлен как раз на его стене, а вот дата на синей табличке явно ошибочная.

    [​IMG]

    Далее по направлению к берегу реки: №5 - "Каменный ангар". Вот это как раз и есть старейшая из капитальных построек, с которой начинались и кооператив, и коммуна.

    [​IMG]

    А сразу за ней и №6 - производственные помещения мукомольни и фабрики подсолнечного масла (первой в Уругвае!), этими продуктами колония реально прославилась в первые же годы своего существования.

    [​IMG]

    Выглядит эта постройка и сейчас довольно приветливо

    Получается, что табличка №3 мне как-то не попалась на глаза, а может быть она и физически сейчас уже не существует. Но стоит добавит ещё парочку ненумерованых свидетельств тех первых героических лет этой неординарной колонии.

    [​IMG]

    Набережная Иммигрантов, очень достойное название лучшего уголка отдыха в Сан-Хавьер.

    [​IMG]

    Хотя входящий в его состав остров-полуостров (при строительстве порта он был соединён с берегом надёжной дамбой) и был в те дни почти залит паводком реки Уругвай.

    [​IMG]

    Но бетонный пирс через который долгие годы проходил почти весь товарообмен колонии с внешним миром стоит и поныне, он теперь стал чисто туристическим, и тоже располагает к отдыху и размышлениям на вечные темы.

    Ну а этот репортаж мне хочетя завершить в небольшом скверике всё на том же проспекте Василия Лубкова, он начинается справа от здания кооператива и называется "Plazoleta de los Fundadores".

    [​IMG]

    Здесь тоже есть несколько памятных камней, установленных в кое-какие "юбилейные" даты колонии, а главный памятник прост и выразителен. Слава смелым и трудолюбивым иммигрантам-эмигрантам, освоителям новых земель!

    P.S. Как потом выяснилось, попали в те края и собственно староверы. Но несколько десятилетий назад последователи этого течения выкупили 1000 га неплохой земли, и окопались там в почти полной изоляции. Этот посёлок называется Colonia Ofir, и на окраине Сан-Хавьер есть улица названная в ее честь. Но это скорее маскировка: сама колония-2 находится в десятке километров к северу, и сейчас там живут 15 семей. Гостей не принимают, видео и фотосъёмки не допускают... Так что репортажа оттуда пока не будет. Но будет ещё продолжение о современном русском колорите самого Сан-Хавьер.
     
    savage04 и malxaz нравится это.
  6. ViktorPastuhov Старожил

    С нами с:
    15 июн 2012
    Сообщения:
    821
    Симпатии:
    559
    Сайт:
    Репутация:
    48
    Подсолнечно-матрёшечная экзотика и транспортные секреты городка Сан-Хавьер


    В первой части репортажа из Сан-Хавьер мы прошлись по следам "Нового Израиля" Воронежской губернии и узнали об основателях этой русской колонии на берегах реки Уругвай. И те матрёшки что украшают информационные щиты у некоторых исторических мест этого населённого пункта прозрачно намекали, что "русского духа" здесь ещё предостаточно. Так оно и оказалось, нынешний Сан-Хавьер прямо-таки насыщен этим колоритом: разноформатные надписи на русском языке, надписи латиницей в которых узнаются русские слова, имена и фамилии, а также всё новые матрёшки и прочая подобная символика, среди которой особо выделю подсолнухи.

    Но в монументальное искусство пока проникли только матрёшки, и апофеозом для меня стала вот эта картинка с прощальной прогулки у берега реки тем субботним вечером. Рядом с могилами основателей (см. достопримечательность №2) установленны также мемориалы их первой сельхозтехники, а перед ними в 2013-м году появилась матрёшка-гигант.

    [​IMG]

    Она стоит как часовой - охраняя ржавеющие трактор с плугом, и зорко смотрит в сторону аргентинской границы проходящей по фарватеру реки Уругвай. А может быть просто удивляется подтоплению пляжного сектора берега нынешним паводком.

    Ещё несколько таких матрёшек оказалось на центральной площади Сан-Хавьер:

    [​IMG]

    Название этой площади образцово двуязычное:
    [​IMG]

    По масштабам этого городка с населением менее 2 тыс. жителей это просто площадь-парк: более гектара зелёных насаждений и гаревых дорожек с уютными скамейками. Причём и по периметру всё её окружение тоже богато большими деревьями. Занимает она квартал форматом примерно 110 на 110 метров - почти в самом географическом центре города, но при этом немного отодвинута от двух его главных проспектов: от Avenida General José Artigas метров на 40 к северу, а от Avenida Basílio Lubkov на те же 110 метров к востоку.

    [​IMG]

    В центре центральной площади любого уругвайского города стоит памятник генерала Артигаса, и Сан-Хавьер тоже не стал исключением.

    Есть на ней и панель с туристической картой Сан-Хавьер, так что более подробное знакомство с этим неординарным городком удобно начинать именно отсюда, из "рябинового сада".

    [​IMG]

    По внутреннему периметру площади мы видим несколько памятных знаков установленных в какие-то круглые даты со дня основания Сан-Хавьер.

    Скромное здание городской администрации размещается на северо-западном углу Площади Свободы:

    [​IMG]

    А остальное хозяйство внешнего периметра площади ещё скромнее.

    Если же пройтись по соседним кварталам не в направлении центральных улиц, а напротив - вглубь города, то можно встретить немало разнообразных знаков: матрёшки, подсолнухи, россиский триколор, контора адвокатов с русскими фамилиями, дистрибьютор минеральной воды под названием "Моя Мама". Успех местной волейбольной команды, однажды занявшей фантастическое для такого захолустья второе место в чемпионате страны, тоже отнесу к влиянию воронежских традиций.

    [​IMG]

    "Моя Мама" была закрыта, но минеральная вод у меня с собой была. А вот в соседней булочной сумел прикупить вкусной выпечки, что просто меня спасло в тот день. При этом по-русски там никто не говорил, и название "Надежда" было написано только на испанском.

    Но довольно петлять по второстепенным улицам, нужно же ещё основательно пройтись по главным "авенидам" города.

    Уже в радиусе нескольких десятков метров от их пересечения видны два учреждения культуры. На магистральном участке проспекте Артигаса стоит "Клуб Победа" с библиотекой на втором этаже и с Музеем Иммигрантов во флигеле. А в тупиковой части проспекта Василия Лубкова с 2008-го года имеется Музей "Белый Дом", оказавшимся достопримечательностью №3 в Сан-Хавьер:

    [​IMG]

    Достучаться ни в один из них не сумел, и не нашёл никаких табличек с режимом работы. Порасспрашивал в соседнем магазинчике и в полицейском участке что обнаружился напротив "Победы", но информация была получена не очень чёткая: типа "в сезон отпусков и в праздничные дни всё открывается почаще". Ясное дело, мой приезд это ещё не наплыв туристов, которые едут сюда в основном на рыбалку, и в периоды когда из Монтевидео не выезжает только ленивый.

    Идём теперь по градообразующему Проспекту Лубкова (Avenida Basílio Lubkov) на север.

    Уже на первом квартальчике, до того самого Сквера Основателей в котором закончился первый рассказ, уместились не только единственная автозаправка города, но и другие столпы сферы услуг:

    [​IMG]

    Супермаркет "Миша" работал активно, а ресторан "На здоровье" был наглухо закрыт.

    На следующих двух кварталах ничего такого масштабного не встретилось, но зато обнаружилось много интересных декоративных деталей.

    [​IMG]

    Далее застройка уже не такая плотная, но ближе к окраине на Проспекте Василия Лубкова проявляются два маяка:

    [​IMG]

    Это культурный центр им. Максима Горького и католическая церковь с уругвайким флагом перед фасадом.

    Ну а самым симпатичным строением на всей километровой магистрали мне показалось вот это:
    [​IMG]

    "Дедушка" написано безупречно, а "бабушка" уже с акцентом.

    У самой черты города есть ещё домик в котором торгуют мёдом, а также "общественный мангал" - уругвайцы любят коллективно побаловаться запечёной на углях говядиной и бараниной.

    [​IMG]

    Далее проспект становится дорогой местного значения ведущей вдоль берега реки в северном направлении - открытом для посещения туристами и богатом как хуторами, так и зонами отдыха. Дорога названа именем врача Владимира Рослика (Vladimir Andrés Roslik Bichkov, 1941-1984), уроженца этого городка. Он получил образование в СССР, в московском Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (в период 1962-1969), а после возвращения в Уругвай в вступил в тамошнюю компартию. Во времена военной диктатуры (1973-1985) отношение ко всем этническим русским было немногим лучше чем в СССР к поволжским немцам в разгар ВОВ. А уж члены компартии попали под особое подозрение в шпионаже. Рослика в эти годы трижды арестовывали и допрашивали по нескольку дней, а потом отпускали. Но в последний раз отпустили уже бездыханным, и он прославился тем, что стал последней жертвой, скончавшейся от пыток в период этой самой в целом не особо кровавой диктатурки (скончавшейся несколько месяцев спустя).

    Ну а теперь вернёмся в город по другой дороге, по главному пути от основного прибрежного шоссе. Её 13-й километровый столбик находится как раз в начале Avenida Genegal José Artigas.Глядя из города видим что справа от дороги начинается прибрежный национальный парк, который тянется к югу от Сан-Хавьер на несколько десятков километров, до другого экзотического городка с названием Nuevo Berlin.

    [​IMG]

    А заходя в город сразу за воротами видим тематическую роспись на стене магазинчика - она появилась перед чемпионатом мира по футболу 2018-го года, который проводился в России. Кстати, за пять часов проведённых в Сан-Хавьер мне удалось единственный раз пообщаться на русском с местным жителем - именно в этом магазине с его хозяином-продавцом.

    Дальше вдоль этого проспекта тоже красочно, тематические росписи и надписи на русском балуют глаз.

    [​IMG]

    На нижнем ряду коллажа кириллицы нет, но домик выглядит как-то по воронежски, а исторический колодец выкопан самими основателями города.

    На следующем квартал сгруппировались несколько неболших "турбаз". Название у одной из них очень классное: "Валерка Дом".

    [​IMG]

    Другая названа в честь подсолнухов, а третья безымянная, но мобильные телефоны владельцев указаны у каждой.

    Вот мы и вернулись к перекрёстку слева от которого находится новоизраильский храм "Собрание" (см. достопримечательность №1).
    На углу стоит монумент матери с ребёнком, а за ним другие памятные штуковины, а также самый ухожнный из культурных центров города

    [​IMG]

    Плавно переходим к теме транспорта: ещё не доходя до этого угла видим автобусную остановку, тоже с тематической росписью в честь футбольного ЧМ-2018.

    Расписание компании PLAMA хилое и нечёткое: только с пересадкой, и только по вторникам и четвергам ("(х)уэвес" означает "четверг", и ничего больше), и во сколько именно не очень-то и разберёшь. Вот такая связь с городом Fray Bentos, центром здешнего Departamento Rio Negro (расстояние 93 км). Но не будем забывать, что Сан-Хавьер насчитывает не более 2 тыс. жителей, да и сам Фрай-Бентос тоже невелик - 24 тыс., а между ними в основном заповедник.

    Но всё не так уж и грустно - ведь будь этот вариант эксклюзивным, мне никак бы не удалось попасть в Сан-Хавьер в той поездке.

    Более интенсивную линию обслуживает другая компания, и у нее есть не только остановка, но и кассовый домик с парой скамеечек для ожидания под внешним навесом, и ещё с парой внутри:

    [​IMG]

    Находится этот главный терминал в тупиковой части Avenida Basílio Lubkov, в одном квартале от главного перекрёстка города в южном направлении - как раз в тылу у музея "Белый Дом".

    Вот этот автобус компании SABELIN привёз меня из Пайсанду (отправление в 13:30, почти час пути). Кроме него ещё есть ещё и два других ежедневных: в 4:30 и в 17:00.

    [​IMG]

    Причём все они идут из Пайсанду в Монтевидео, но забегают на 14 км в бок, чтобы обеспечить связь этого городка Сан-Хавьер с "Большой Землёй". И при этом не заходят в ни в "Новый Берлин" (9 км от шоссе), ни в тот же Фрай-Бентос (срезают путь через Мерседес, где при необходимости можно сделать пересадку - линии Фрай-Бентос - Мерседес и Фрай-Бентос - Мерседес - Монтевидео обслуживают другие компании). Как объяснить этот парадокс? Фамилией, написанной на борту автобусов этой компании - она уже мелькнула на двух коллажах в первой части: (1) со списком переселенцев, (2) с памятниками на кладбище Сан-Хавьер.

    Осталось добавить что в направлении Монтевидео - Мерседес - Пайсанду остановка в Сан-Хавьер приходится на утренние часы (как минимум два рейса) и на 19:20 вечера.
    Вечерний автобус Сабелина и увозил меня обратно в Пайсанду, он работает по принципу стыковки - с пересадкой на перекрёстке шоссе.

    Уточнить действующие расписание и тарифы можно по сайту AGENCIA CENTRAL - CHADRE - SABELIN
     
    Последнее редактирование: 8 янв 2019
    sas6, savage04 и malxaz нравится это.

Поделиться этой страницей